Я расскажу Вам – почему мы решили вступить в судебную тяжбу с заведомо более сильным противником, каких успехов добились, с какими проблемами столкнулись, что потеряли. А также дам советы тем, кто тоже решит отстаивать свою правду – какие ошибки не сделать с самого начала, на что обратить внимание.

Вначале – краткий обзор ситуаци, которая послужила для меня причиной «войны».

В январе 2021 года я решил приобрести новый комбайн – Вектор-410, производства Ростсельмаш. Для этого предварительно получил одобрение Россельхозбанка, подал пакет документов на инвестиционный кредит. И заключил договор на поставку с официальным дилером Ростсельмаш в Чувашии – ООО «Русмашсервис». Получив одобрение банка, я выплатил дилеру аванс в размере 15% от цены комбайна. Это было в марте 2021 года.

В соответствии со спецификацией к договору, поставщик обязался поставить комбайн не позднее 30 июня 2021 года (надо заметить, что срок по договору определялся в двух местах – в тексте договора несколько расплывчато, и в спецификации – четко). Представитель дилера уверял меня, что на самом деле комбайн придет уже в мае. Уборочная в Чувашии начинается не ранее середины июля, поэтому срок поставки до конца июня меня вполне устраивал.

Будучи уверенным, что к уборочной у меня будет второй комбайн, я засеял дополнительные площади фацелией – медоносной культурой, которую мы выращиваем для пчел и убираем на семена.

Май подошел к концу, наступил июнь, поставщик на мои запросы о конкретных сроках поставки отвечал расплывчато или не отвечал вовсе. Прошел июнь – комбайна нет, и сроки поставки непонятны. На устные запросы нам отвечали, что комбайнов нигде нет, все покупатели ждут.

Июнь 2021 года выдался в Чувашии жарким, и фацелия созрела очень быстро. Нужно заметить, что семена фацелии, созрев, начинают высыпаться из соцветий. Поэтому с уборкой запаздывать нельзя: урожай осыплется. К 16-17 июля наступила фаза, при которой необходимо было начинать уборку. Как Вы уже догадались, нового комбайна к этому времени все еще не было. Срок поставки был сорван, уборочная оказалась под угрозой. Старый комбайн трудился на части полей, но новые площади оставались нетронутыми. Выходом могла бы быть аренда чужого комбайна. Но в это же самое время в Республике созрела озимая пшеница, и у всех фермеров комбайны работали на своих полях. Чувашия – это не Краснодарский край, у нас нет специальных машино-тракторных станций, где можно заказать услуги уборки урожая, и все имеющиеся комбайны – это комбайны фермеров, предназначенные в первую очередь для уборки своего урожая. Поэтому, на мои просьбы об аренде комбайна, другие фермеры мне отказывали - пока не закончат уборку своих полей. Время шло, солнце светило, соцветия фацелии раскрывались, семена выпадали на землю.

В конце июля фермеры в отдельных районах закончили уборку озимых, и мы смогли арендовать комбайн. К сожалению, к этому моменту основная часть семян фацелии на новом поле уже выпала на землю. Я пригласил представителей районной администрации и Россельхозцентра, с которыми мы составили акт обследования полей, зафиксировав потери урожая от высыпания. Для этого представители администрации и Россельхозцентра собрали опавшие семена с определенной площади, после чего отделили их в лаборатории от земли, высушили и взвесили. Потери семян составили 240 килограмм с гектара, или в сумме - с площади 73 гектара - свыше 17 тонн. При цене семян в 2021 году более 300 рублей, я потерял около шести миллионов рублей. Шесть миллионов, Карл!

Тем временем, Россельхозбанк тоже волновался – они понимали, что кредитная сделка срывается из-за непоставки комбайна. Связавшись с заводом, им удалось выяснить, что у воронежского дилера Ростсельмаш в свободном обороте находятся два комбайна Вектор-410, никем не зарезервированные. Обратите внимание – у другого дилера комбайны были в наличии. Почему мой дилер не договорился с другим дилером напрямую, или через завод Ростсельмаш, чтобы поставить мне комбайн в оговоренные сроки – это не поддается логическому объяснению. Если эти строки будет читать представитель комбайнового завода, я очень хочу, чтобы он обратил на это внимание.

Я предварительно договорился о приобретении комбайна с воронежским дилером, и нужно было внести аванс. Я написал официальное письмо в Русмашсервис, с предложением расторгнуть договор и вернуть аванс. Эти деньги нужны были мне для оплаты аванса другому дилеру. Но Русмашсервис не торопился возвращать аванс (забегая вперед - они сделали это только после того, как я подал в суд, в сентябре 2021г). Ситуация патовая – дилер не поставляет комбайн, и не отдает деньги, которые нужны чтобы купить комбайн у другого дилера. Такое вот бизнес-хамство. В итоге сделка с воронежским дилером не состоялась.

Вскоре, мы нашли комбайн другого производителя – чебоксарский Агромаш-3000. Пришлось срочно продать свежий урожай зерна, чтобы внести аванс за этот комбайн, который и был в итоге приобретен с участием кредитных средств. Он даже успел принять участие в уборке яровой пшеницы, но, как Вы понимаете, потери от осыпания фацелии было уже не вернуть.

Ну вот как Вы оцените данную ситуацию? Любой нормальный человек скажет: «Дружище - да тебя просто кинули!». Сказать, что я был расстроен – ничего не сказать. Потерять такой урожай – это более чем существенно, особенно для начинающего фермера, который до этого только и делал, что вкладывал деньги в свое дело.

Посоветовавшись с юристом, я написал поставщику претензию, предложив: вернуть аванс, выплатить неустойку по договору, и компенсировать ущерб (недополученный доход от потерянных семян, и затраты на аренду чужого комбайна). Поставщик ответил отрицательно, и через месяц мы подали в суд.

Здесь надо заметить, что дилер Ростсельмаш на территории Чувашской Республики – ООО Русмашсервис – зарегистрирован в Московской области (а вовсе не в Чувашии). И поэтому дело рассматривалось в Москве, что увеличивало мои судебные издержки.

Я был почти уверен, что я выиграю это дело. Ведь на моей стороне – правда. Я и сейчас так думаю. Но суд первой инстанции оказался против. Ответчику присудили выплатить мизерную неустойку согласно договора, но вот компенсировать ущерб – нет. Какие основные причины такого судебного решения огласил суд:

  1. Договор не содержит цели приобретения товара, из которого было бы очевидно, что комбайн нужен к конкретному сроку уборки той или иной культуры. В договоре также нет указания на то, что срок поставки товара является существенным условием, при нарушении которого покупатель утрачивает интерес к исполнению договора.

Видимо, суд считает, что комбайн может приобретаться еще для чего-то, кроме уборки урожая. Оказывается, надо было в договоре указать – что мы приобретаем комбайн именно для уборки фацелии, и именно в эти сроки. Представляете – покупаете Вы холодильник, и в договоре перечисляете все продукты, которые собираетесь в нем хранить: «Колбаса, сыр, масло…», вот это вот всё, да еще и с указанием сроков.

  1. 2. Судом был поставлен под сомнение Акт обследования посевов, подтверждающий потери. В связи с тем, что не была сделана фото- и видео-фиксация, и не был приглашен представитель поставщика.

То есть, представителям государства – районной администрации, и Россельхозцентра, - суд решил не доверять.

Разумеется, такое решение суда меня не устроило, и я подал аппеляцию в суд следующей инстанции. На суде второй инстанции присутствовал лично. Заседание длилось менее 10 минут. Судья выслушал обе стороны, и задал мне вопрос: могу ли я доказать факт того, что я пытался нанять чужой комбайн, чтобы не допустить убытков? Таких документальных доказательств у меня не оказалось. Звонки ведь к делу не пришьешь. И суд второй инстанции подтвердил решение районного суда, отказав мне в компенсации убытков.

Я решил пойти дальше, подал кассационную жалобу, и теперь ожидаю суда третьей инстанции.

В это время, ответчик посчитал сумму своих судебных расходов, и предъявил ее мне. Сумма их судебных расходов на порядок превысила мои, и почти в 2 раза превысила размер неустойки, которую ответчик должен мне выплатить. Короче, на текущий момент, я еще и должен поставщику, сорвавшему сроки поставки техники. Таков наш суд – «самый справедливый суд в мире!»

Хочу спросить у Вас, уважаемые читатели:

  • Как Вы считаете – правильно ли я сделал, попытавшись добиться справедливости в суде?
  • Что, на Ваш взгляд, я сделал неверно?
  • Как Вы порекомендуете действовать: мне сейчас, и другим в аналогичных ситуациях?

А я со своей стороны, на своем опыте, посоветую тем, кто решит судиться, следующее:

  1. В договоре на поставку техники указывайте четко сроки поставки, а также назначение техники – для чего она закупается, вплоть до указания конкретных операций.
  2. Указывайте в договоре, что срок поставки является существенным условием, и что в случае непоставки техники в оговоренный срок, поставщику будут предъявлены возможные убытки.
  3. Указывайте, что споры рассматриваются в суде по месту регистрации Покупателя (это снизит Ваши судебные издержки).
  4. При свершившемся факте срыва сроков поставки, сразу направляйте письмо поставщику с предупреждением, что в результате у Вас уже возникают убытки, которые будут предъявлены Поставщику.
  5. Для установления факта убытков и их размера, постарайтесь сразу пригласить для этого независимую экспертную организацию. Также официальным письмом пригласите представителя Поставщика (не важно, согласится ли он присутствовать – главное пригласить).
  6. Фиксируйте документально Ваши попытки снизить ущерб. Необходимо показать суду, что Вы предприняли все возможное, чтобы не допустить убытков.

Ну вот пока и все. Сила в правде. Жду Ваших комментариев.